Комитет министров согласно положениям статьи 15.b Устава Совета Европы,
Считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием;
Принимая во внимание Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, в частности статьи 8 и 10;
Напоминая о своей приверженности свободе выражения мнения и информации и идей, что нашло выражение, в частности, в собственной Декларации от 29 апреля 1982 года;
Напоминая о Резолюции N V о распространении видеокассет, изображающих насилие и жестокость, принятой на 4-ой Конференции среди Министров стран Европы, отвечающих за дела в области культуры (Берлин, 23 - 25 мая 1984);
Принимая во внимание Рекомендацию 963 (1983) Парламентской Ассамблеи о мерах в области культуры и образования по сокращению насилия;
Напоминая о Рекомендации 996 (1984) Парламентской Ассамблеи о работе Совета Европы в области средств информации, где подчеркивается необходимость действий, в частности, что касается качества содержания программ, и мер по регулированию распространения видеокассет изображающих насилие и жестокость, которые, возможно, окажут пагубное воздействие на детей и подростков;
Принимая во внимание также окончательный текст 1-ой Конференции министров стран Европы ответственных за дела в области молодежи (Страсбург, 17 - 19 декабря 1985 г.), Рекомендацию 1067 (1989) Парламентской Ассамблеи о культурном измерении вещания в Европе и заключения и резолюции 16-ой Конференции министров юстиции стран Европы (Лиссабон, 21 - 22 июня 1988 г.)
Осознавая важность усиления деятельности в отношении распространения видеограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию, а равно к тем, которые поощряют злоупотребление наркотиками, в частности, принимая во внимание, охрану несовершеннолетних,
1. Рекомендует правительствам государств-членов:
a. предпринимать конкретные меры для осуществления, изложенных ниже принципов;
b. обеспечить всеми средствами то, чтобы эти принципы были известны заинтересованным лицам и органам, и
c. проводить периодическую оценку эффективности применения этих принципов в своих внутренних системах правопорядка;
2. Поручает Генеральному Секретарю Совета Европы передать настоящую рекомендацию правительствам тех государств, являющихся сторонами Европейской Конвенции о культуре, которые не являются членами Совета Европы.
Приложение
к Рекомендации N R (89) 7
Принципы
Сфера действия
Следующие принципы направлены на то, чтобы помочь государствам-членам усилить свою деятельность против видеограмм, содержащих насилие, жестокость и порнографию - а равно против тех, которые поощряют злоупотребление наркотиками - в частности для целей охраны несовершеннолетних. Их следует рассматривать в качестве дополнения к другим созданным Советом Европы правовым документам.
Эти принципы относятся, в частности, к распространению видеограмм.
1. Системы распространения видеограмм
Государства-члены должны:
- поощрять создание систем саморегулирования, или создавать системы классификации видеограмм и контроля за видеограммами, используя профессиональные круги или государственные органы, или
- создавать системы, которые сочетают саморегулирование с классификационными и контрольными системами, или любыми другими системами, совместимые с национальным законодательством.
Во всех случаях государства-члены остаются свободными в использовании уголовного права и разубеждающих финансовых и фискальных мер.
2. Системы саморегулирования
Государства-члены должны поощрять, соответствующими средствами, распространителей видеограмм к составлению кодексов профессионального поведения и добровольных систем регулирования, которые могли бы сводит воедино те классификационные и контрольные системы, к которым побуждают принципы 3 и 4 ниже.
3. Классификационные и контрольные системы
3.1 Государства-члены должны поощрять создание систем классификации и контроля видеограмм в профессиональных кругах в рамках систем саморегулирования, или через государственные органы. Такие системы могут быть применяться либо до, либо после распространения видеограмм.
3.2 Для того, чтобы продвигать использование классификационных и контрольных систем публичными властями, национальные законодатели должны рассмотреть возможность введения системы юридических депозитов.
3.3 Классификационные и контрольные системы должны включать в себя либо выпуск сертификата свободного обращения, разрешение ограниченного обращения, в котором уточняются условия распространения видеограмм, или, возможно, полный запрет.
3.4 В соответствии с классификационными и контрольными системам, на основании национальных критериев определяется возраст лиц, среди которых может распространяться видеограмма.
3.5 Все классифицированные видеограммы регистрируются, а их материальные средства передачи (видеокассеты, видеодиски и т.д.) должны отображать ясным и постоянным образом классификацию видеограмм и круг лиц, для которого они предназначены. В случае если материальное средство передачи несет в себе несколько видеограмм, государства-члены такие меры, чтобы применялась наиболее строгая классификация.
3.6 В случае, когда процедура классификации видео материалов отделена от аналогичной в отношении кинематографических фильмов, государства-члены, насколько это возможно, должны искать соответствия между этими процедурами, учитывая вместе с тем разницу между двумя средствами информации.
3.7 В рамках классификационных и контрольных систем должна быть предусмотрена возможность для упрощенных процедур или освобождения от процедур для некоторых видов программ, такие материалы, которые предназначены для образовательных, религиозных или информативных целей. Эти изъятия не должны применяться к программам с чрезмерным содержанием порнографии или насилия.
3.8 Контроль над распространением видеограмм применяется как к распространению видеограмм, произведенных внутри страны, так и к тем, которые были импортированы.
3.9 Государства-члены могут рассмотреть возможность создания системы, предусматривающей - кто из служащих компании должен нести ответственность за нарушения требований классификационных и контрольных систем видеограмм.
4. Ограничения распространения
4.1 Разрешения для ограниченного распространения, о котором говорится выше в параграфе 3.3, в частности, могут включать:
- запрет на коммерческие поставки или предложения товаров, обращенные к несовершеннолетним;
- запрет на коммерческие поставки или предложения товаров, за исключением торгов или пунктов проката, созданных отдельно и только для взрослых;
- запрет на рекламу;
- запрет на торги, с доставкой товара почтой.
4.2 Классификация каждой видеограммы должна быть точно указана на упаковке материального средства передачи и в видеокаталогах, рекламе и т.д.
5. Меры против правонарушений в сфере классификационных и контрольных систем
5.1 Государства-члены, которые имеют классификационные и контрольные системы должны предпринимать соответствующие меры для наказания любых нарушений требований этих систем разубеждающими санкциями, например, тяжелыми штрафами, лишением свободы, конфискацией видеограмм и доходов от незаконного распространения.
5.2 В тех государствах-членах, где существует система лицензирования, власти могут рассмотреть вопрос о приостановлении или отзыве лицензии.
6. Применение уголовного права
Государства-члены должны рассматривать возможность применения уголовного права вместе с, параллельно, или независимо от действия классификационных и контрольных систем, или в качестве альтернативы указанным системам, если применение их уголовного права в сфере видеограмм является эффективным при решении проблемы видеограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию, равно как и тех, что поощряют злоупотребления наркотиками.
7. Разубеждающие финансовые и фискальные меры
Государства-члены должны предусмотреть возможность применения мер финансового и фискального характера, которые делают невыгодным производство и распространение видеограмм содержащих насилие, жестокость или порнографию, равно как и тех, что поощряют злоупотребление наркотиками.